• Канал RSS
  • Обратная связь
  • Карта сайта

Статистика коллекции

Детальная статистика на
22 Ноября 2017 г.
отображает следующее:

Сказок:

6543+0

Коллекция Сказок

Сказилки

Сказки Индонезийские

Сказки Креольские

Сказки Мансийские

Сказки Нанайские

Сказки Нганасанские

Сказки Нивхские

Сказки Цыганские

Сказки Швейцарские

Сказки Эвенкийские

Сказки Эвенские

Сказки Энецкие

Сказки Эскимосские

Сказки Юкагирские

Сказки Абазинские

Сказки Абхазские

Сказки Аварские

Сказки Австралийские

Сказки Авторские

Сказки Адыгейские

Сказки Азербайджанские

Сказки Айнские

Сказки Албанские

Сказки Александра Сергеевича Пушкина

Сказки Алтайские

Сказки Американские

Сказки Английские

Сказки Ангольские

Сказки Арабские (Тысяча и одна ночь)

Сказки Армянские

Сказки Ассирийские

Сказки Афганские

Сказки Африканские

Сказки Бажова

Сказки Баскские

Сказки Башкирские

Сказки Беломорские

Сказки Белорусские

Сказки Бенгальские

Сказки Бирманские

Сказки Болгарские

Сказки Боснийские

Сказки Бразильские

Сказки братьев Гримм

Сказки Бурятские

Сказки Бушменские

Сказки в Стихах

Сказки Ведические для детей

Сказки Венгерские

Сказки Волшебные

Сказки Восточные о Суде

Сказки Восточные о Судьях

Сказки Вьетнамские

Сказки Г.Х. Андерсена

Сказки Гауфа

Сказки Голландские

Сказки Греческие

Сказки Грузинские

Сказки Датские

Сказки Докучные

Сказки Долганские

Сказки древнего Египта

Сказки Друзей

Сказки Дунганские

Сказки Еврейские

Сказки Египетские

Сказки Ингушские

Сказки Индейские

Сказки индейцев Северной Америки

Сказки Индийские

Сказки Иранские

Сказки Ирландские

Сказки Исландские

Сказки Испанские

Сказки Итальянские

Сказки Кабардинские

Сказки Казахские

Сказки Калмыцкие

Сказки Камбоджийские

Сказки Каракалпакские

Сказки Карачаевские

Сказки Карельские

Сказки Каталонские

Сказки Керекские

Сказки Кетские

Сказки Китайские

Сказки Корейские

Сказки Корякские

Сказки Кубинские

Сказки Кумыкские

Сказки Курдские

Сказки Кхмерские

Сказки Лакские

Сказки Лаосские

Сказки Латышские

Сказки Литовские

Сказки Мавриканские

Сказки Мадагаскарские

Сказки Македонские

Сказки Марийские

Сказки Мексиканские

Сказки Молдавские

Сказки Монгольские

Сказки Мордовские

Сказки Народные

Сказки народов Австралии и Океании

Сказки Немецкие

Сказки Ненецкие

Сказки Непальские

Сказки Нидерландские

Сказки Ногайские

Сказки Норвежские

Сказки о Дураке

Сказки о Животных

Сказки Олега Игорьина

Сказки Орочские

Сказки Осетинские

Сказки Пакистанские

Сказки папуасов Киваи

Сказки Папуасские

Сказки Персидские

Сказки Польские

Сказки Португальские

Сказки Поучительные

Сказки про Барина

Сказки про Животных, Рыб и Птиц

Сказки про Медведя

Сказки про Солдат

Сказки Республики Коми

Сказки Рождественские

Сказки Румынские

Сказки Русские

Сказки Саамские

Сказки Селькупские

Сказки Сербские

Сказки Словацкие

Сказки Словенские

Сказки Суданские

Сказки Таджикские

Сказки Тайские

Сказки Танзанийские

Сказки Татарские

Сказки Тибетские

Сказки Тофаларские

Сказки Тувинские

Сказки Турецкие

Сказки Туркменские

Сказки Удмуртские

Сказки Удэгейские

Сказки Узбекские

Сказки Украинские

Сказки Ульчские

Сказки Филиппинские

Сказки Финские

Сказки Французские

Сказки Хакасские

Сказки Хорватские

Сказки Черкесские

Сказки Черногорские

Сказки Чеченские

Сказки Чешские

Сказки Чувашские

Сказки Чукотские

Сказки Шарля Перро

Сказки Шведские

Сказки Шорские

Сказки Шотландские

Сказки Эганасанские

Сказки Эстонские

Сказки Эфиопские

Сказки Якутские

Сказки Японские

Сказки Японских Островов

Коллекция Сказок
[ Начало раздела | 4 Новых Сказок | 4 Случайных Сказок | 4 Лучших Сказок ]





Сказки Нганасанские
Сказка № 5696
Дата: 01.01.1970, 05:33
Два человека потерялись. Они пасли оленей и заблудились. И так измучились, и даже есть им было нечего. И вдруг навстречу им три чума.
Заходят в первый чум. В нем похороненная женщина сидит.
Она говорит:
- Ой, гости пришли, нечем вас угостить. Видно, хозяева мои ничего не оставили мне есть на могиле.
(Когда мертвые умирают, если им мяса не оставят, то они на том свете голодные, говорят.)
Заходят во второй чум. Там тоже такая женщина сидит. Она ни слова не сказала, и они вышли оттуда.
Заходят в третий чум. Там женщина сидит и говорит:
- Кушайте, что у меня есть, но огня у меня нет, видно, хозяева мои мне спичек не оставили. Ну, чем ходить голодными, нате немного жиру.
Один, младший, съел этот жир. Когда они вышли, старший говорит:
- Зачем ты взял это? Что-нибудь, ей-богу, с нами случится, если ты у мертвого взял кушать.
Старший заставляет друга бросить этот жир, а тот жир спрятал в рукавицу и нарочно говорит, что его бросил.
Потом идут, идут - видят: еще один большущий чум. И слышат бубен - видно, шаман шаманит.
Заходят - действительно шаман шаманит, а огонь еле-еле видно. И что они между собой скажут, огонь все время трещит после их слов.
И шаман говорит:
- Наверное, к нам гости пришли, потому у нас огонь трещит!
Тот парень, который взял жир, увидел девушку и сел рядом с ней. И все время щиплет ее.
Она кричит:
- Ой, ой, бок колет!
Ее отец говорит шаману:
- Ну кто же это к нам пришел, как же ты не видишь, шаман?
Шаман говорит:
- Между двумя нгоа (дверями; на том свете две двери) сидят два гостя. Одному скоро будет счастье, выйдет на свой свет.
У другого в рукавице есть загадка, и он просит, чтобы ее угадали.
Тот, у кого в рукавице жир, услышал эти слова и говорит товарищу:
- Пойдем скорее!
Когда они вышли, товарищ говорит:
- Что у тебя в рукавице? Дай-ка я посмотрю.
Он говорит:
- Нету, нету ничего, пустая рукавица.
Он не показал, и так они идут дальше.
Видят: стоит еще большой чум. И слышно, как в нем галдят, галдят.
Тот, у кого нет жира в рукавице, слушает и думает: \"Это какие-то особенные люди; кажется, что это даже не люди\".
Другой ничего не слушает, идет и идет.
Потом первый говорит:
- Пойдем мимо, не зайдем в этот чум.
А тот говорит:
- Нет, зайдем, посмотрим, какие люди живут.
- Ну зайдем, но ты будешь первым заходить.
- Ну все равно, буду и первым заходить.
Как только они зашли, то увидели, что в чуме полно чаек.
Умный говорит:
- Ну, я говорил, что это не люди, а ты не слушал.
- А что ты боишься?
Как их увидели чайки, то сразу замолчали.
Умный видит, что сидят на разных бобо против друг друга две маленькие хорошенькие пестрые чайки. И думает про себя: \"Видно, девушки, что ли, они\".
Потом выскочила одна большая чайка и что-то забормотала. Умный думает: \"Однако, она говорит моему товарищу: „Садись около одной пестренькой чайки\"\".
Отправил своего товарища, тот сел там. После этого чайка опять что-то забормотала.
Умный думает: \"Видно, она говорит, чтобы я сел около другой пестрой чайки\".
И он тоже пошел и сел. Потом спать стали ложиться. Умный как устроился, то всю ночь не мог заснуть. А тот его товарищ крепким сном уснул.
Умный потом чуть-чуть уснул и слышит, что какой-то гам, шум в чуме или на улице около чума. Проснулся и сел. И видит, что чайки все напали на его товарища и разорвали его на куски.
И он сидит, плачет и говорит:
- Что это вы делаете, зачем?
А те говорят:
- Иди, иди ты домой, мы тебя не тронем, потому что ты ничего плохого по дороге не делал. А твой товарищ у мертвых жир брал, девушек щипал, и поэтому мы его разорвали и съедим.
Так и отправился тот домой и, видно, доехал благополучно.
И все, кажется.

Сказка № 5695
Дата: 01.01.1970, 05:33
Живут два тунгуса с шитыми лицами. Но, несмотря на то что они шитолицые тунгусы, все время живут они с тундровыми тунгусами. Самых настоящих шитолицых они давно бросили. Оба тунгуса - братья, от одной матери рождены. Один из них чуть постарше.
У старшего двое детей: одна девочка и один мальчик. От самого большого камня близко они сидели. Диких промышляли. Долго живя здесь, дикого истребили в этих местах. Младший брат говорит:
- Вблизи дикого мы совсем кончали. Там, далеко, в насилу видных отсюда местах, дикий, однако, еще есть.
Отвечает старший брат:
- Так далеко идти худо. Поблизости надо искать.
- Я пойду, - говорит младший брат. - Настоящий хороший учаг есть у нас. Когда солнце заходить будет, вернусь. При слабом свете зари вернусь.
Теперь ушел младший брат. Двух учагов взял с собой. Один учаг очень хорош - ростом прямо с амбар. Из дома поехал на плохом, на хорошем вернуться хочет. На полпути остановился. Видит: очень еще далеко земля. Солнце уже немного поднялось. Поехал на хорошем учаге и дошел той земли, к которой ехал. В самом камне, в крутой долине, реку нашел. В своей вершине река надвое разделилась. На слиянии этих двух рек лайда. На лайде десять диких порозов. Зайдя с верховьев реки из ущелья, закричал. Дикие побежали по удобному для них месту близко, мимо него. В двух выстрелил из лука.
Снял с одного шкуру. Стал снимать с другого. Стал перетаскивать тушу дикого на удобное место. Взял его за рога, приподнял и услышал, как два лука щелкнули. Побежал он, увернувшись от одной стрелы. Но другая стрела перебила ему жилу на ноге.
Вышли тогда из засады два шитолицых. Один длинноногий - Ходукундамату. Другой тонкий, как трава, человек - Нётараку. Говорит им младший брат:
- Эй, друзья! У меня ноги нет. Как пойду? Почему меня украдкой убили? Почему честно не убили? Добейте меня здесь. Дайте мне лук, он близко. Даром я на земле сижу, отведаю вас.
- Нет, - отвечают шитые лица, - зачем лук дадим? - И, повернувшись, ушли пешком эти два человека.
Из стрел сделал себе колодку на ногу младший брат. Насилу дополз до учага. Захватил лук и стрелы. Залез на учага. Раненую ногу на седло закинул и поехал домой. Едет тихо. Скоро как пойдет? Диких бросил. Темно стало.
Хороший учаг сам по следу к чуму идет. Оленья копаница уже близко стала. Вдруг встал учаг. Услышал младший брат крик в своем чуме. Бросил учага и упал на землю. Видит: его старший брат голый пробегает. Между лопаток стрела торчит. Только древко видно. Железный наконечник весь в мясе. За ним два шитолицых гонятся. Один - тонкий, как трава, другой - длинноногий.
Лежа в яме на земле, схватил младший брат лук. Близко пробежал его брат.
- За ним идущие пусть ближе подойдут!
Выстрелил один раз. Длинноногому прямо в переносье попал. Выстрелил в другого. Но промахнулся, видно, в темноте. Услышал, как стрела на землю упала. Парка Нётараку - из белого песца. Видно, что живой убегает он.
Насилу на руках дополз младший брат до чума. В нем ни одного человека нет. Его жены нет, брата жены и детей нет. Тел даже нет. Прилег младший брат на одеяло и заснул. Три дня спал. На третий день проснувшись, услышал шаги на улице. Приоткрыл дверь и посмотрел. Видит: пришел опять одетый в белую парку Нётараку. Лицо у него прострелено. С ним другой шитолицый, с косой6. Лежа в чуме, говорит младший брат:
- Нётараку! Зайди в чум и добей меня. Очень я мучаюсь.
- Нельзя. Зайдя в чум, сам погибну в нем, - ответил Нётараку и ушел.
От раны в ноге почему пропадет человек? Так сидит голодный. Слышит, скрипит что-то в опрокинутом котле. Толкнул его младший брат поленом. Опрокинулся котел, и увидел под ним он мальчика, сына своего старшего брата.
Так стал с мальчиком в чуме лежать. Как-то говорит мальчик дяде:
- Сядь!
Дядя не отвечает. Умер.
Куда пойдет одинокий ребенок? Жил в чуме, питался остатками еды в котле. Как-то услышал, что кто-то опять пришел к чуму. Открыл дверь. Оказывается, медведь пришел.
Зашел медведь в чум, взял труп дяди и унес на улицу. Вырыл в земле могилу, положил в нее труп и закопали. Затем опять в чум пришел и скулит, как собака. Ребенок, испугавшись, отбегает, прячется. Медведь очень велик. Задние ноги у дверей, сам через весь чум протянулся. Поймал ребенка, вынес на улицу и понес прочь от чума. До берлоги дойдя, в нее запихал мальчика.
Берлога большая, как чум. В ней много медведей ревет. Принесший мальчика медведь один раз взревел. Все медведи за молчали.
Стал жить здесь мальчик, никуда не выходя. Принесший его медведь все время у дверей лежит. Медведи приносят мясо дикого, только без ребер, и другую еду.
Так десять лет прожил здесь мальчик. Вырос сам с чум. С медведями на улицу выходил, смеялся, играл, дружил.
Говорит как-то старый медведь другим:
- Что делать мне с ребенком? Очень большой холод настает. Какую ему парку дам? Надо шить.
Ушел этот медведь. Где-то черную-черную парку достал и принес. Парень оделся в нее и, как медведь, стал.
Еще несколько лет прошло. Уходить стал парень в лес и подолгу смотрел молча на солнце. Это замечал старый медведь. Думает про себя: \"Однако, о чем-то он думает?\"
Так решив, спросил старый медведь парня:
- Ну, тунгус. О чем ты думаешь?
Отвечает парень:
- Век дума у меня. Были у меня отец, мать, сестра. Куда они ушли? Эту землю искать буду,
Медведь думает: \"Как же парень уйдет?\" Говорит ему:
- Можешь идти. Но невинных людей не убивай. Твоего отца убил Нётараку. Его ищи. Если же невинных людей убьешь, то сам погибнешь. Я это узнаю и тебя убью. Силы у тебя столько же, сколько у меняло как ты пойдешь пешком? Но я тоже что-то имею. У меня тоже олени есть, дочери есть, санки есть, разное имущество есть. Подожди меня, я искать пойду.
Теперь ушел медведь. День прошел. Все спали. На другой день в полдень приходит и говорит:
- Ну, все готово. Чум-то готов. Иди.
Вышел парень. Видит: к берлоге подошло семь аргишей. Вместо оленей все медведи. Семь женщин - лица людские, парки медвежьи. Одна санка лишняя есть - мужская. Четыре медведя в нее запряжено. Подошел парень к санке и остановился. Старик медведь спрашивает:
- Почему не садишься?
- Есть у меня речь, - говорит парень. - Видел я у тебя лыжи. Ты что, очень жалеешь их?
- Сына просьбе как буду перечить? - отвечает старый медведь. - Возьми лыжи.
Теперь уехал парень с семью аргишами. Все время аргишил, не стоял. Ночь ехал, день ехал, наконец остановился. Думает: \"Из этих семи женщин которая же моя жена? Все хороши, все одинаковые!\"
Пустили \"оленей\", чум сделали. Все женщины в чум зашли. Зашел сам в чум. Сбивает снег поленом с бакари и смотрит: одна женщина с верхней стороны у двери сидит. За шесты черная парка засунута, такая же, как у него самого. У других женщин этого нет.
- Это моя жена, - решил парень и сел около нее и с ней потом лег спать.
После этого еще день аргишили. Опять чум сделали. Но своих четырех медведей он не отпустил и поехал дальше. Долго ехал. Ночь, за ней день и опять ночь и день ехал. Через три дня четыре медведя упали на землю. Пошел тогда на лыжах. Так идя, семь чумов нашел.
Бывшие перед чумами люди убежали, завидев нашего человека. Только перед средним чумом остался один что-то работающий человек. Не переставая работать, спросил человек:
- Кто ты?
- Если ум есть у тебя, так слушай, - говорит парень. - Отца у меня нет, матери нет. А ты кто?
- Давно, говорят, сына одного тунгуса медведь унес. Однако, это ты и есть, - говорит работающий человек.
- Верно! Нётараку где сейчас?
- Три дня тому назад Нётараку здесь был, в карты играл. След его видно, - ответил человек.
- У тебя олени сильные Дай мне оленей, - говорит парень.
Одного оленя только дал работавший человек. Запряг его парень в чужую же санку и спросил:
- Этот олень силен?
- Сильный!
- Ну, если сильный, то скоро догоню, - говорит парень. Погнал хореем оленя. Олень рванулся, зарылся в снег и упал. Говорит парень:
- Олень сильный! Но, однако, у тебя сила у самого есть? Дай-ка один раз поборемся.
- Ладно, один раз поборемся, - говорит работавший человек. Поднял хозяин оленя парня вверх и говорит:
- Ну, силы-то только. Чуть от земли отделил.
Обхватил тогда парень этого человека, сдавил, и умер тот. После этого парень опять пешком на лыжах ушел.
Так идя, еще в шести чумах из-за плохих оленей ссорился и задавил еще шесть человек.
Так людей добывая, пешком шел парень. Долго шел и дошел до большой реки. Над водой высокий крутой яр стоит. Вышел на него парень и не находит спуска с него вперед. Вдали же, за водой, виднеется красная сопка.
- Что это за река? - говорит парень. - Если ее обходить, моя дорога очень кривой будет. Надо прямо идти.
Прямо с яра прыгнул парень в воду и скрылся в ней с головой.
Теперь речь сказки7 прямо в яр ушла. Парня не видно, с головой скрылся. У сопки, на той стороне реки, маленькая речка есть, впадающая в нее. В устье этой речки что-то забурлило, показалась голова. Вышел парень на берег и пошел вдоль речки. Парка сухая. Дошел до истока реки. Здесь оказалось еще семь женщин. Около женщин пещера. Женщины около пещеры дрова рубят. Говорят:
- Зачем пришел? Какой человек? Есть ли у него толк? Толку-то нет у него. Ничего мы ему не скажем!
- Что это за проклятые бабы! - сказал парень и перебил их всех кулаком. Стал искать вход в пещеру. Найдя, зашел.
Пещера высокая, как чум. В ней старый медведь оказался. Говорит парню:
- Зачем вернулся? Какое дело есть? Что натворил?
- Дела нет, - отвечает парень.
- Как дела нет! - говорит медведь. -Я не говорил разве, невинных людей не убивать? А ты выполнил? Греха у тебя нет? Нётараку нашел? Теперь я рассержусь!
Старик медведь силен. Дерется с парнем. Тут две женщины зашли и говорят:
- Эй! Медведя сын! Зачем сердишься? Ты надеешься победить? Однако, не победишь!
Это услыхав, парень выпустил медведя. Спал здесь несколько дней. Потом разбудил его медведь и говорит:
- Вставай, парень! Перед тобой далекий путь.
Парень встал, поел. Старик медведь говорит:
- Теперь ты далеко пойдешь Нётараку искать. Его голова черпая была. Теперь, однако, белая. Других людей сейчас, однако, не найдешь, а Нётараку найдешь.
- Куда пойду? - говорит парень. - Да все равно! Найду и убью!
- Двух белых оленей возьми, - говорит старик медведь.
На двух этих оленях поехал парень по ровной тундре. Старое чумище нашел. Нюк совсем изодран, несколько только шестов стоит. Около чума торчат воткнувшиеся в землю стрелы. Недалеко река.
- Эй! Это, однако, моего отца чум! - сказал сын медведя. В верхней стороне чума лук оказался. Его и много стрел взял сын медведя.
После этого решил в свой чум, где жену оставил, уехать. Приехал туда. Пока его не было, у его жены мальчик родился.
Теперь аргишили. Все время в сторону леса аргишили. Черный камень перешли. За ним остановились. Медведя сын поехал диких искать, думая, что, может быть, и шитые лица попадутся. Семью с сыном оставил. Сын уже вырос. Ростом аршина полтора стал.
Уйдя в сторону леса, дошел до очень большого и густого леса. Противоположную сторону его даже не видно.
Дойдя до этого леса, санку с оленями оставил и пешком пошел, взяв с собой лук со стрелами.
Нашел большую дорогу. Пошел по пей в лес. Шел, шел, немного темно стало. Туман опустился, сильный туман. Нашел в тумане оленью копаницу. На озере, на льду, пляшут тунгусы.
Все озеро усыпано ими. Подойдя к озеру, нашел Норка-нё (т.е. \"Медведя сын\") один брошенный сокуй и надел его на себя. Войдя в толпу веселящихся людей, тронул одного из них за плечо и спросил:
- Барбы-то чум который?
- Вот прямо. Самый средний чум, - ответил тунгус.
Заметил этот чум Норка-нё и вернулся. В темноте на копанице сидел. Когда настало время спать ложиться, решил идти. Думает: \"Однако, спят, полночь настала\".
Взяв лук и пальму, подошел к чуму, на который указал ему тунгус. Открыл дверь - ничего не видно, все спят. Стал бить пальмой направо и налево. Перебил всех. В другой чум зашел - половину перебил, остальные закричали. Люди в других чумах услыхали крик, луки схватили. Много людей оказалось живых на улице. Среди них Нётараку с луком. Как ушел из чума - черт его знает!
Три дня бился со всеми этими людьми Норка-нё. Перебил их всех, остался один Нётараку.
К этому времени у Норка-нё все стрелы кончились. Побежал Норка-нё и набежал на санку в яме. Подбежал близко к санке. Из-за санки кто-то выстрелил и пересек Нётараку жилу на ноге. Оказалось, пришел сын Норка-не и выручил своего отца.
Вернулся Норка-нё с сыном к чумам шитолицых. Говорит Норка-нё:
- Убитых людей оленей возьмем ли?
Сын отвечает:
- Возьмем! Взять надо!
Нашел Норка-нё здесь свою мать, сестру и вдову дяди. Взял их всех с собой, угнали оленей и стали возвращаться в тундру. Сын все время ночью оленей караулит. Волки приходили - всех их перебил. Перешли еще хребет в сторону тундры и остановились. Говорит сыну Норка-нё:
- Где мы себе товарищей найдем? У меня товарищи медведи были. Ты к ним пойдешь или куда-нибудь в другое место?
Отвечает сын:
- Вроде нас люди есть ли еще или их всех перебили?
- Поди сам поищи, - говорит Норка-нё.
Поехал парень искать на санке. Ушел в сторону тундры. На самом краю леса нашел пять чумов. Живут в них тундровые тунгусы.
- Ты что за человек? - спрашивают парня.
- У меня отец есть, - отвечает парень. - Отца имя как говорить стану? Человек и человек.
- Это не важно, что человек. Почему мы тебя не знаем, тебя не видали здесь раньше? - говорят эти тунгусы.
- Моего отца медведь кормил. У него он и вырос. От дочери медведя и я родился. Такой я человек. Наш аргиш придет, вы не бойтесь, - сказал парень и вернулся домой.
Отец спрашивает:
- Ну, что нашел?
- Пять чумов нашел, пять мужчин. Эти люди смирные. Туда уйдем, ответил парень.
- Не знаю, не знаю, - говорит отец, - может быть, опять в какое-нибудь дело попадем.
- Что может быть худого? Ну, пусть буду я у них гостевать, а париться не будем, - говорит сын.
- Так ладно, - ответил отец.
Подаргишили они к этим чумам близко и встали. Все время здесь стояли. Несколько лет так жили.
Однажды один человек приехал. Два запряженных в санку оленя, как остановили их, сразу упали. Вошел этот человек в чум Норка-нё. Спрашивает старик:
- Откуда пришел, что за дело есть? Олени твои упали от быстрой езды. Наверное, недаром пришел.
- Как недаром! - ответил приехавший.
- Ну, что скажешь?
- Целый народ перебили шитые лица. Ночью пришли. Я оленей сторожил. Крик в чумах услышав, я уехал в пустую землю. Твой чум искал. Мои чумы шитые лица, однако, совсем разорили. Товарища дай мне, или худо это? - говорит приехавший.
- Не знаю, - говорит старик. - Ну, спроси моего сына. Сильнее его людей нет. Однако, его душа в пустой земле не останется.
Согласился сын и уехал с приехавшим человеком. Нашли они разоренные чумы. Собаки и то живой нет. Спрашивает сын Норка-нё (Норка-нё-нё):
- Что будем делать? Поедем мы дальше искать? Или здесь остановимся сперва и чум сделаем?
Решили прямо ехать дальше. Едут на санках и доехали до самого большого камня. От камня сюда много дымов увидели. Тут легли спать, дожидаясь вечера, когда те заснут.
- Может быть, среди них силачи окажутся, тогда днем мы не справимся с ними, - так решили.
В полночь пошли. Норка-нё-нё говорит:
- Чумов много. Ты с дальней стороны заходи, я с ближней пойду. Пойдем по чумам.
Так пошли. Норка-нё-нё перебил людей сперва в маленьком крайнем чуме, затем в другом опять всех истребил, затем в середине чум добыл. За ним еще в четырех чумах перебил народ. Еще пять чумов осталось. К ним подойдя, увидел, что его товарищ бьется с двумя шитолицыми. Стрелы летают. Побежал помогать.
Но не успел дойти, как убили шитые лица его товарища. Прямо в горло стрелы попали. Теперь стал биться с этими шитолицыми Норка-нё-нё. Один шитолицый - тоненький человек, другой с косой. Пока сражались они, настал полдень. Потом стало солнце закатываться. Выстрелил тут Норка-нё-нё и попал в голову большому шитолицему с косой. Потом перебил тетиву лука тоненького шитолицего. Быстро побежал от него пешком тоненький шитолицый. Парень не стал его гонять. Подумал: \"Стал бы гоняться за ним, убил бы его - это перед богом был бы грех\".
Взял он табун шитолицых, одну девку и вернулся домой. Одну только девку привез, украденную раньше шитолицыми у тундровых тунгусов. Пришел к отцу и рассказал, что товарища у него убили.
- Эй! Это, однако, слабый человек был. Что поделаешь?
С этой девкой стал жить Норка-нё-нё. Годы проходили. Теперь все.

Сказка № 5694
Дата: 01.01.1970, 05:33
Мимо нас едет человек на пестром олене, запряженном в туркучанку (нарту). Едет-едет и видит: сидит другой человек на сопке, голова у него открытая, не мерзнет. Наш человек подъехал к нему, а тот спрашивает:
– Ты куда едешь?
– Я еду по приказу царя. Есть, говорят, привередливая солнцева дочь, ее должен привезти себе в жены. А ты почему сидишь без шапки, что за человек?
– Я всевидящий и всеслышащий человек! – Вот хорошо! Ты мне, может, и пригодишься, поедем вместе.
Сели на туркучанку вместе и поехали. Едут-едут, видят: на сопке человек сидит, держит в руках лук и две стрелы.
– Кто ты такой? – спрашивают. – Я такой человек, что этими двумя стрелами могу кого угодно убить.
– Вот хорошо! А мы едем за привередливой солнцевои: дочерью. Может быть, ты нам и пригодишься, поедем вместе. Все трое поехали вместе. Едут-едут, видят: на краю лайды (равнины) сидит человек: то поднимется, то присядет, как будто чего-то боится. Подъехали к нему, спрашивают:
– Кто ты такой?
– Тише, тише, смотрите: вон там, на лайде стоит самка дикого оленя с теленком. Вот царь этой страны, чтобы я не был очень резвым, привязал мне одну ногу; поэтому сижу здесь и забавляюсь тем, что хватаю этого оленя за ногу– Вот хорошо! А ну-ка, покажи свою ловкость! Человек, действительно, протянул руку и схватил за ногу убегающую самку дикого оленя.
– Ловкий же ты человек, оказывается, – сказали. – Мы едем за привередливой солнцевой дочерью. Может быть, ты будешь нам нужен; поедем-ка с нами.
Все четверо поехали. Едут-едут, приезжают к двум горам со снеговыми вершинами. Сидит между ними человек, а на носу его снег.
– Что ты за человек, и почему у тебя на носу снег? – Я очень сильный человек. Как только концом носа задену эти две горы, их как будто и не бывало. – Вот хорошо! А ну-ка, покажи свою силу!
Человек повернул голову направо и налево, зацепил носом горы, и они тотчас рассыпались.
– Мы едем за привередливой солнцевой дочерью, ты, может быть, и пригодишься нам. Не поедешь ли с нами?
Все пятеро поехали. Едут-едут, видят: стоит высокая скала с вершиной, похожей на конец хорея. На этой вершине сидит человек с непокрытой головой, и вся макушка его в снегу.
– Вот диво, – удивляются наши путники и спрашивают: – Что ты за человек? Почему у тебя голова в снегу?
– Если я тряхну головой, поднимется пурга, будут заструга (сугробы)
– А ну-ка, покажи!
Человек тряхнул головой; сильная пурга поднялась.
– Довольно, перестань, совсем нас убьешь, – стали кричать люди.
Человек перестал трясти головой, и пурга затихла.
– Мы едем за привередливой солнцевои дочерью, – говорят люди. – Ты, пожалуй, нам пригодишься, не поедешь ли с нами? Согласился. Едут-едут, видят: на середине снежной равнины круглое талое озеро. Около него сидит человек, вытянув вперед губы.
– Что ты за человек? – спрашивают наши путники.
– Я такой человек, что могу выпить единым разом всю воду этого озера и проглотить вместе с ней двух рыб, которые в нем плавают.
– А ну-ка, покажи свое уменье, – говорят. Человек вытянул свои губы, выпил всю воду озера и проглотил двух рыб, которые плавали в ней.
– Мы едем за привередливой солнцевой дочерью. Может быть, ты будешь нам полезен. Не поедешь ли с нами?
Согласился. Едут-едут, к одному стеклянному дому приезжают. Обходят кругом, двери заперты, никак не войти. Говорят:
– Это, должно быть, дом привередливой солнцевой дочери. Ну-ка, всевидящий, всеслышащий человек, посмотри – кто есть внутри дома?
Всевидящий и всеслышащий человек посмотрел и говорит:
– Там находится одна девушка. Тогда говорят:
– А ну-ка, человек с луком, выстрели в дверь! Человек с луком выпустил две стрелы. Эти стрелы отскочили обратно с обломками замка на концах. Дверь раскрылась, и все люди вошли в дом. Дом внутри, оказывается, светлый-светлый, весь из золота и стекла. Сидит девушка с медными украшениями.
– Откуда вы, люди, приехали? – спрашивает.
– Мы едем за солнцевой дочерью, посоветуй, как нам найти ее. Очень привередливая, говорят, она.
– Как же не укажу, знаю про нее; только сначала еду приготовлю и накормлю вас, – сказала и вышла.
Вошла, внесла охапку дров из красной меди. Опять вышла и принесла охапку железных дров. Растопила очаг, дым повалил, огонь поднялся, ничего не видно. Девушки нигде не стало, как будто ее совсем и не было.
Где-то вдали послышался ее насмешливый голос:
– Вот, бедняжки, захотели взять солнцеву дочь! Огонь становился сильнее и сильнее, одежда наших людей начала загораться. Сказали:
– Человек с луком, выстрели!
Огонь еще больше разгорелся, когда этот человек выстрелил. Сказали:
– Ну-ка, хватающий за ногу дикого оленя, погаси рукою огонь!
Хватающий за ногу оленя махнул рукой, туман появился, огонь еще больше разгорелся. Сказали:
– Ну-ка, делающий пургу устрой пургу!
Поднялась пурга, рассеялся туман, огонь немного притих.
Сказали: – Ну-ка, выпивающий воду, погаси огонь! Выпивающий воду выплеснул изо рта воду и погасил огонь. Но как выйти им – дверь заперта! Человек с луком выстрелил двумя стрелами. Стрелы отскочили назад, наконечники погнулись-ничего не вышло. Тогда человек со снегом на носу провел носом по стене дома, дом распался надвое, и все вышли.
– А ну-ка, всевидящий и всеслышащий человек, укажи, где солнцева дочь.
– Солнцева дочь сильно над нами смеется, – сказал он.
– А ну-ка, человек, хватающий, оленя за ногу, достань ее, – сказали люди. Человек, хватающий оленя за ногу, далеко убежал, не видно стало.
– А ну-ка, всевидящий и всеслышащий человек, скажи, что стало с нашим человеком.
– Догнал бы наш человек солнцеву дочь, да нога-то привязана. Тогда человек с луком выпустил две стрелы и перерезал веревки, которыми была привязана нога бегуна. Опять ничего не стало видно.
– А ну-ка, послушай, посмотри и скажи, что стало с нашим человеком? – попросили.
– Наш человек чуть не поймал солнцеву дочь, да она далеко за озером, никак ее не догнать.
Решили послать человека, выпивающего воду.
– Как я пойду? Очень далеко, ноги у меня слабые! Дал тогда первый человек своего оленя, оседлав его золотым седлом. Поехал тот, выпил озеро, а быстроногий поймал солнцеву дочь. Все трое вернулись.
Поехали вместе с солнцевой дочерью, прибыли к тому месту, где жил человек, выпивающий воду. Первый человек сказал ему:
– Хорошо, что ты помог мне. Оставайся жить здесь, а от рыб, которых ты проглотил, пусть размножатся другие рыбы на питание людей. Будь хозяином воды!
Поехали дальше и приехали к тому месту, где жил человек, делающий пургу. Первый человек сказал ему:
– Хорошо, что ты помог мне. Оставайся здесь, будь хозяином пурги и снега!
Поехали дальше. Приехали к тому месту, где между двумя горами сидел человек. Первый человек сказал ему:
– Хорошо, что ты помог мне, оставайся здесь жить и будь хозяином гор. Имей власть над горными зверями и посылай их людям на пользу.
Поехали дальше. Приехали к тому месту, где жил человек с привязанной ногой.
Первый человек сказал ему:
– Хорошо, что ты помог мне. Оставайся жить здесь. Будь ты хозяином диких оленей, корми людей.
Поехали дальше. Приехали к тому месту, где жил человек с луком.
Первый человек сказал ему:
– Хорошо, что ты помог мне, оставайся жить здесь, будь хозяином, помогай охотникам.
Поехали дальше, приехали к тому месту, где жил всевидящий и всеслышащий человек.
Первый человек сказал ему:
– Хорошо, что ты помог мне, оставайся здесь. Будь ты хозяином и наделяй детей хорошим зрением и хорошим слухом.
Поехал дальше первый человек с солнцевой дочерью, привез ее на свою землю, и стали они жить вместе. С тех пор солнце светит, и от лучей его вся земля получает жизнь.

Сказка № 5693
Дата: 01.01.1970, 05:33
В старину ворон сидел на дереве у своего гнезда и держал во рту кусочек мяса. Пришла лиса и говорит:
– Какой ты черный, красивый, наверное и поешь хорошо. Вот бы мне послушать!
Ворону это понравилось, он каркнул, кусок мяса упал, и лисица его съела. После этого лисица сказала:
– Я съем еще у тебя одного птенца.
Ворон ответил:
– Нет уж, теперь ты меня не обманешь. Как ты поднимешься на дерево?
– Нет, съем. Зачем я стану подниматься на дерево? Свалю его, подрубив топором. Видишь, у меня топор – сказала лиса, показывая на хвост, и стала им ударять по дереву.
Ворон упросил не рубить дерева и выбросил лисе своего птенца. Лисица съела и ушла.
Прилетела маленькая пташечка и увидела, что ворон плачет.
– О чем, ворон, плачешь? – спросила она.
Ворон рассказал, как лиса стала рубить дерево и съела у него птенца.
– Какой ты глупый, – сказала пташка, – это ведь был не топор, а хвост; лисица ничего бы не сделала, зачем ты отдал своего птенца?
Через сколько-то времени дошли эти слова до лисицы.
Отплачу я тебе! – думает.
Однажды, когда лисица лежала, прилетела пташка и уселась напротив.
– Вот хорошо, что ты прилетела, – сказала лисица. Я сильно обовшивела, сядь ко мне на голову и поищи вшей.
Птичка боялась, зная лисью хитрость, не подошла близко, а стала скакать вокруг да около. Тогда лиса сказала:
– Вот какая ты неразумная – разве такая шустрая и увертливая, как ты, может быть боязливой? Садись на голову и поищи у меня!
Подумала пташка, – села на затылок лисы и стала выбирать вшей. Видит лисица, что не поймать ей пташку, вытянула вперед лапки, положила на них свою голову и сказала:
– Садись сюда! – указывая на конец мордочки. Пташка уселась. Лисица подняла лапку, чтобы поймать пташку, но та улетела, оставив в лапке только одно белое перышко свое, которое прилипло к груди лисицы. Вот отчего у той бывает на груди белая шерсть.

Перепубликация материалов данной коллекции-сказок.
Разрешается только с обязательным проставлением активной ссылки на первоисточник!
© 2015-2017