• Канал RSS
  • Обратная связь
  • Карта сайта

Статистика коллекции

Детальная статистика на
22 Ноября 2017 г.
отображает следующее:

Сказок:

6543+0

Коллекция Сказок

Сказилки

Сказки Индонезийские

Сказки Креольские

Сказки Мансийские

Сказки Нанайские

Сказки Нганасанские

Сказки Нивхские

Сказки Цыганские

Сказки Швейцарские

Сказки Эвенкийские

Сказки Эвенские

Сказки Энецкие

Сказки Эскимосские

Сказки Юкагирские

Сказки Абазинские

Сказки Абхазские

Сказки Аварские

Сказки Австралийские

Сказки Авторские

Сказки Адыгейские

Сказки Азербайджанские

Сказки Айнские

Сказки Албанские

Сказки Александра Сергеевича Пушкина

Сказки Алтайские

Сказки Американские

Сказки Английские

Сказки Ангольские

Сказки Арабские (Тысяча и одна ночь)

Сказки Армянские

Сказки Ассирийские

Сказки Афганские

Сказки Африканские

Сказки Бажова

Сказки Баскские

Сказки Башкирские

Сказки Беломорские

Сказки Белорусские

Сказки Бенгальские

Сказки Бирманские

Сказки Болгарские

Сказки Боснийские

Сказки Бразильские

Сказки братьев Гримм

Сказки Бурятские

Сказки Бушменские

Сказки в Стихах

Сказки Ведические для детей

Сказки Венгерские

Сказки Волшебные

Сказки Восточные о Суде

Сказки Восточные о Судьях

Сказки Вьетнамские

Сказки Г.Х. Андерсена

Сказки Гауфа

Сказки Голландские

Сказки Греческие

Сказки Грузинские

Сказки Датские

Сказки Докучные

Сказки Долганские

Сказки древнего Египта

Сказки Друзей

Сказки Дунганские

Сказки Еврейские

Сказки Египетские

Сказки Ингушские

Сказки Индейские

Сказки индейцев Северной Америки

Сказки Индийские

Сказки Иранские

Сказки Ирландские

Сказки Исландские

Сказки Испанские

Сказки Итальянские

Сказки Кабардинские

Сказки Казахские

Сказки Калмыцкие

Сказки Камбоджийские

Сказки Каракалпакские

Сказки Карачаевские

Сказки Карельские

Сказки Каталонские

Сказки Керекские

Сказки Кетские

Сказки Китайские

Сказки Корейские

Сказки Корякские

Сказки Кубинские

Сказки Кумыкские

Сказки Курдские

Сказки Кхмерские

Сказки Лакские

Сказки Лаосские

Сказки Латышские

Сказки Литовские

Сказки Мавриканские

Сказки Мадагаскарские

Сказки Македонские

Сказки Марийские

Сказки Мексиканские

Сказки Молдавские

Сказки Монгольские

Сказки Мордовские

Сказки Народные

Сказки народов Австралии и Океании

Сказки Немецкие

Сказки Ненецкие

Сказки Непальские

Сказки Нидерландские

Сказки Ногайские

Сказки Норвежские

Сказки о Дураке

Сказки о Животных

Сказки Олега Игорьина

Сказки Орочские

Сказки Осетинские

Сказки Пакистанские

Сказки папуасов Киваи

Сказки Папуасские

Сказки Персидские

Сказки Польские

Сказки Португальские

Сказки Поучительные

Сказки про Барина

Сказки про Животных, Рыб и Птиц

Сказки про Медведя

Сказки про Солдат

Сказки Республики Коми

Сказки Рождественские

Сказки Румынские

Сказки Русские

Сказки Саамские

Сказки Селькупские

Сказки Сербские

Сказки Словацкие

Сказки Словенские

Сказки Суданские

Сказки Таджикские

Сказки Тайские

Сказки Танзанийские

Сказки Татарские

Сказки Тибетские

Сказки Тофаларские

Сказки Тувинские

Сказки Турецкие

Сказки Туркменские

Сказки Удмуртские

Сказки Удэгейские

Сказки Узбекские

Сказки Украинские

Сказки Ульчские

Сказки Филиппинские

Сказки Финские

Сказки Французские

Сказки Хакасские

Сказки Хорватские

Сказки Черкесские

Сказки Черногорские

Сказки Чеченские

Сказки Чешские

Сказки Чувашские

Сказки Чукотские

Сказки Шарля Перро

Сказки Шведские

Сказки Шорские

Сказки Шотландские

Сказки Эганасанские

Сказки Эстонские

Сказки Эфиопские

Сказки Якутские

Сказки Японские

Сказки Японских Островов

Коллекция Сказок
[ Начало раздела | 4 Новых Сказок | 4 Случайных Сказок | 4 Лучших Сказок ]





Сказки Ульчские
Сказка № 4936
Дата: 01.01.1970, 05:33
Жили в старину на Амуре три брата. Самый старший и сред-ний брат каждый день ходили на охоту, а младший оставался дома, готовил пищу, обрабатывал шкурки, разделывал мясо. Как у братьев, так и у него не было свободного времени. Когда братья уходили далеко в тайгу за соболем, младший брат ночевал один в шалаше. Однажды два брата ушли рано утром на охоту. Целый день охотились, но ничего добыть не смогли. Так ходили они несколько дней. Однажды братья вернулись рано, еще до захода солнца. Быстро сняв лыжи, они один за другим вошли в дом какие-то испуганные и встревоженные. Старший брат говорит младшему:
– Нэку, побыстрее приготовь все, что требуется для моления хозяину тайги и зверей! Почему-то вот уже несколько дней мы охотимся, а добыть ничего не можем. Видно, он на нас разгневался, чем-то мы перед ним провинились. Раньше ни секач, ни матерый олень не могли от нас увернуться, а теперь даже их детенышей добыть не можем.
[Нэку (ульчск.) – ласковое обращение к младшему брату. ]
Младший брат приготовил все, что требовалось в таком случае, и стали они просить удачи в охоте у хозяина тайги, у хозяина огня и у других, кто мог бы встретиться им на пути.
Затем два брата опять пошли на промысел. Младший осталйя дома готовить пищу.
Идут братья по следам зверей, где самострелы поставят, где сеточку-рукавчик растянут, где силок подвесят. Устали, только к позднему вечеру вернулись домой.
На следующее утро пошли осматривать свои ловушки. Ни в одну из них даже мышонок не попался, все самострелы опущены, сеточки-рукавички – смяты, силки – перепутаны. Думают братья про себя: Наверно, это младший брат виноват. На охоту сам не ходит, молиться от счастья не хочет, нам только мешает .
Вернулись они домой и стали бить младшего брата. Бьют его да приговаривают:
– Это твой нехороший дух мешает нам, не дает счастья, пугает зверей. Делает нас бедняками и несчастливыми. Вот тебе, вот тебе, лентяй!
Заплакал младший брат и говорит им:
– Эх, братья вы мои, братья! Разве я не работал вместе с вами, разве я вас не кормил, шкуры не обрабатывал. А вы деретесь! Сами не умеете охотиться, а на мне злость и неудачу свою срываете.
Давайте завтра лучше я пойду на промысел, а вы дома сидите!
Но братья и слушать не хотят.
Наконец они устали его бить. Улеглись спать и тут же захрапели.
Наутро опять два старших брата, чуть рассвело, пошли проверять свои самострелы, а младший отправился в лес за дровами. Идет и от досады слезы глотает.
Свалил он дерево, стал его топором очищать от сучьев, на дрова рубить. Устал, сел на пень отдышаться. Сидит и слышит: не то ему кажется, не то в самом деле медные подвески позвякивают. Оглянулся и видит: у него за спиной красавица в халате с подвесками певучими сидит, на него смотрит. Испугался юноша, начал пятиться и с пня свалился. Девушка рассмеялась, говорит ему:
– Ха-ха-ха! Уж не меня ли ты, молодец, испугался? Разве я так безобразна или на колдунью похожа?
А молодец и слова вымолвить не может, только головой мотает и что-то говорит:
– Мэ-зе, не-е!
А больше ничего от страха сказать не может. Девица смеется и говорит ему:
– Ты, юноша, мой долгожданный, меня не бойся! Я ничего тебе плохого не сделаю, я счастье тебе принести могу. Подойди-ка ко мне, что стоишь как дерево!
Взяла она его за руки и за собой повела. Подошли они к большому кедру. Она нагнулась. Полные руки снега набрала и стала им мыть лицо юноши. Как прикоснется к лицу, так на душе у юноши легче становится. А потом она и говорит ему:
– Ну вот почти все слезы твои отмыла, все горе твое сняла. Скажи свои братьям: Не смейте больше меня бить. Я лучше сам пойду на промысел, тогда посмотрим, кто охотник, а кто повар? Так и скажи, не бойся, а я тебе помогу, нравишься ты мне, молодец!
И с этими словами исчезла красавица, даже следов своих не оставила. А голос ее так и остался звучать в ушах молодца.
Идет он с дровами домой, а слова по-прежнему звучат в его ушах: Нравишься ты мне, молодец!
Пришел младший брат домой приготовил еду и стал поджидать братьев.
Под самый вечер пришли братья, сердитые, голодные, усталые. Старший брат замахнулся на младшего, да от усталости не смог ударить. А средний брат и руки поднять не может.
Отдохнули, поели, а потом вновь стали бить своего младшего брата. Бьют да и приговаривают:
– Это ты виноват, ты всех зверей распугиваешь, это ты виноват, что счастье от нас стороной проходит!
Устали бить и опять легли спать.
Рано утром, пока еще солнце не появилось, младший брат встал, приготовил завтрак, разбудил братьев и говорит им:
– Ну, братья мои! Долго вы били меня, а теперь больше не будете. Я сам охотиться стану, в другом месте, где вы не промышляете. Вы идите в свою сторону, а я в свою, вечером посмотрим, кто из нас охотник, а кто лентяй!
Пошел на лыжах он в тайгу, где вчера дрова рубил, даже на братьев не взглянул. А братья не успели и слова вымолвить. Но делать нечего, вскоре и они ушли в тайгу.
Младший брат идет, следы зверьков ищет. Дошел он так до места, где вчера рубил дрова, и опять увидел ту девушку. Только сегодня она была уже одета в костюм охотника. Девушка взяла у молодца его самострелы, лук со стрелами, силки и петли, сеточки-рукавчики, а его ввела в шалаш и сказала:
– Возьми эту новую одежду настоящего охотника, я ее для тебя сшила. Завтра на всех тропках поставь самострелы, укрепи ловушки, растяни петли. А сегодня спи, набирайся сил!
Только она так сказала, как юноша упал на постель и заснул крепким сном.
Утром молодец проснулся, все сделал так, как сказала ему девушка. Пришел он после этого в шалаш, а там его уже обед поджидает. Еще через день оправился проверять ловушки. Что ни ловушка, то полна зверей, да не простых, а самых ценных. Целый день носил он в шалашш свою добычу. А обрабатывал ее еще три дня. Повесил шкурки, а сам опять пошел самострелы ставить. Так прожил он девять дней и каждый день приносил обильную добычу. В конце девятого дня девушка спрашивает молодца:
– Ну как, молодец, пойдешь ли к своим братьям или у меня останешься, самым удачливым охотником станешь?
Молодец ей отвечает:
– Милая девушка, никак мне оставаться у тебя нельзя. Братья старшие беспокоиться будут. Завтра пойду к ним, добычу понесу, пускай порадуются.
Девушка спросила наутро:
– На следующий год осенью придешь ли, или больше мне тебя не ждать?
– Приду обязательно, – сказал молодец. Потом потащил он нарты свои охотничьи, полныедобытой пушнины. Шел он так целый день. К вечеру, когда стемнело, увидел впереди свет. Пошел на него и видит домик, у дверей которого стоит не-знакомая женщина. Как только он подошел к ней, она ему сказала:
– Друг-молодец, я тебя ожидая, замерзла. Долго ты шел. Для тебя приготовила ночлег, еду разную, питье вкусное. Но прежде умойся ледяной водой!
Умылся молодец ледяной водой и превратился в мэргэна: красивого, сильного, статного, богатыря мудрого. Вошел в дом, поел, попил, лег на постель и заснул крепким сном.
Утром мэргэн поблагодарил женщину и снова потащил нарты с пушниной. Женщина шла рядом с ним, помогала тянуть тяжелый груз, а потом говорит:
– Ну, мэргэн, дальше мне идти нельзя. Один тащи и будь удачлив во всех делах!
Мэргэн пошел дальше один. Идет, нарты, как упряжка хороших собак, тянет. Решил молодец больше нигде не ночевать. Шел-шел, но вот опять настал вечер. Опять впереди показался огонек. Молодец мимо дома решил пройти, только девушку стоящую у дверей, снегом запорошил. А она за ни м побежала. Бежит и кричит ему:
– Мэргэн, остановись, переночуй в моем доме! Остановись!
Прислушался к этим словам молодец, остановился. Дождался женщину, вместе с ней вернулся в дом. Рассказала она, что старший брат его, узнав об удаче на охоте, решил убить его и забрать вею пушнину. Он поставил в глухом ущелье самострел.
– Я тебя жалею, потому и остановила. Я сестра той, которая тебя любит, для которой ты муж.
На следующее утро пошел молодец дальше. Зашел в ущелье и видит: из-за дерева смотрит ему в грудь медвежий самострел. Обошел насторожку молодец и бросил в него комок снега, вмиг стрела ударила этот комок и пронзила его насквозь. Ничего не сказал молодец, только языком зацокал от изумления да головой покачал от возмущения. Пошел дальше. Женщина, которая его провожала, прошептала на ухо:
– Дальше этого перелеска я идти не могу. Смотри, дальше ты встретишь своего зятя и свою сестру. Поклонись им от меня и дай своих лучших трех соболей. Они отпустят тебя и помогут в пути. Еще дальше пойдешь, встретишь амбар-дяяо. Это не простой амбар, а тайник твоих предков. В нем хранятся ценнрсти всего рода. К ним прибавь своих зверей, пушнину. Придешь в свое селение, в первый день никуда не ходи! На следующший день иди к купцу и продай ту свою пушнину, которая к тому времени в доме появится!..
Так молодец и сделал. На своем пути он встретил большое селение. В нем жила его старшая сестра и зять. Встретились они впервые в жизни. Сестра устроила большой пир. Брат в благодарность подарил им трех самых лучших черных соболей. А они дали ему ключ от родового амбара.
Чере три дня пути он нашел этот родовой амбар, дяяо такту. Никто его не открывал после смерти родового вождя – халада, деда молодца. Мэргэн как только вставилл ключ в запор, так дверь сама открылась. Повесил он всю пушнину и пошел в родное селение.
Пришел в селение, постучался в окно из рыбьей кожи. Двери открылись, и встретили его мать с отцом. А два его брата сидели в доме и рассказывали о своих подвигах на охоте. До этого они сказали, что их младший брат погиб, растерзали его звери таежные, ни одной косточки не оставили.
Как только увидели они своего брата живого и невредимого, так от стыда за цыновки на кане забились. Никак выйти не могут. Увидел это младший брат, рассмеялся и простил их козни и обиды.
Подошел он к промысловому столу, а там лежит вся пушнина, им добытая.
После этого они стали все жить дружно и счастливо. На следующий год младший брат опять поехал в тайгу, забрал с собой жену и сына. Так все вместе и жили. Удача им всегда сопутствовала во всем.

Сказка № 4935
Дата: 01.01.1970, 05:33
Это было очень давно. Охотился отец с мальчиком. Сын еще был ребенок и не умел хорошо охотиться. Он просто помогал отцу: чай сварит, дров нарубит.
Однажды во время охоты видит отец сон, будто тигр ему говорит: Ты мне своего ребенка оставь. Если не бросишь сына, не позволю тебе домой возвратиться, всех здесь убью .
Когда сын еще спал, встал старик. Подумал: Как быть? Если родного сына не бросить, погубит нас всех тигр. Ну, а как я жизнь спасу, да ребенка брошу? Сделаю так: побуду дома, да и приду сына посмотреть. Коли съест его тигр, приду, косточки соберу .
Так решил он и бросил в тайге спящего сына.
Спал, спал ребенок, встал. Встал, и что же? Отца его нет. Э... охотиться ушел , – подумал. Одевшись, из шалаша вышел. Посмотрел по сторонам и видит-тигр к нему приближается. Придя в ужас, мальчик влез на дерево с большими сучьями. Полез тигр и застрял меж ветвей. Никуда не может двинуться. А мальчик прыгнул на другое дерево и спустился на землю. Попил чаю, приготовил поесть отцу. Ждет отца. Вечер. Нет отца. Так и лег спать. Видит ночью сон, будто тигр плачет и просит спасти его, дары разные за это обещает.
Взял наутро топор и пошел к тигру. Весь день дерева рубил. Прорычал тигр три раза и тихонько ушел.
Ночью опять во сне говорит тигр мальчику: Вставай наутро. Устанавливай ловушки. Очерти круг рукавицами .
Так все и сделал, а назавтра пошел смотреть самострелы. Все ловушки были с соболями. Так он добывал подряд несколько дней.
Живет отец дома, наконец идет сына проведать. Подходит к шалашу, а из него дымок идет. Подумал: Видно, жив . Дверь открыл. Поглядел. Сидит сын, а шалаш полон соболей.
Увидел это отец, сына обнял и поцеловал. Поели, спать легли. Встали наутро, все погрузили да домой возвратились.

Сказка № 4934
Дата: 01.01.1970, 05:33
Давно это было. Самые старые старики от дедов слышали, а тем, когда они ребятишками были, их деды рассказывали. Жили в маленьком стойбище старик со старухой. Бедно жили. Сыновей у них не было, а были две дочери-Лага и Дыю. Хорошие выросли девушки. А все-таки без мужчин в доме как жить? Пришлось сестрам самим в тайгу ходить - зверя промышлять да в амурских протоках рыбу ловить.
Старики скоро померли, остались сестры вдвоем. Хоть и трудно было, не унывали. Лага хорошо промышлять научилась, в тайгу ходила, пушнину и мясо добывала, а младшая, Дыю, дома хозяйничала.
Вот однажды зимним утром собралась Лага на промысел. Отцовский охотничий наряд надела, лук взяла да копье короткое.
Осталась Дыю одна в избушке. Сидит на нарах, рукавицы кроит да песенку поет. Вдруг слышит она за дверями шаги - будто что-то поскрипывает: скрип-скрип, скрип-скрип... Открыла девушка дверь и видит: стоит перед ней странная старушка, да такая, что и на человека-то не похожа: голова - как котел, нос - как у птицы, пальцы - как когти, ноги - как палки, сама тонкая-тонкая, а чуть повернется - вся скрипит, точь-в-точь как дерево старое.
Посмотрела старушка на девушку и спрашивает:
- Ты одна дома, доченька? Устала я, пусти меня отдохнуть.
Дыю пустила старушку. Села та, ноги-палки вытянула, девушку рядом посадила. Расспрашивать стала. Узнала, что, кроме сестры, никого у нее нет. Тогда говорит девушке:
- Какие у тебя красивые волосы, доченька, дай я расчешу их и заплету косу!
Но как только старуха заплела косу, она уколола девушку острой иглой, и у той сразу глаза закрылись, заснула она. Тогда старуха отрезала у Дыю косу, уложила девушку на нары, одеялом накрыла, а сама в тайгу ушла.
Вечером вернулась старшая сестра. Удивилась: никто встречать не выходит, очаг в избушке не топится - дыма нет. А на снегу чужие следы пролегли. Что такое?
Открыла Лага дверь и видит, что сестра на нарах лежит. Рассердилась Лага. Закричала:
- Почему так долго спишь, еду не приготовила, меня не встречаешь?
Но не ответила сестра, и тогда Лага увидела, что коса у Дыю отрезана. И не понять, то ли спит она, то ли померла.
Долго плакала Лага. Потом решила: Пойду искать, кто сестру погубил, отомщу ему .
Пошла Лага по следам в тайгу. Долго шла, устала. Наконец пришла к ветхой избушке, постучалась в дверь и попросилась переночевать. Вышла к ней бледная и грустная девушка и сказала:
- Нельзя ночевать в этом месте. Здесь живет злая старуха, ненавидящая людей. Чтобы продлить свою жизнь, она отрезает косы у девушек. Я живу только потому, что ей прислуживаю. Ненавижу ее, но сделать ничего не могу. Уходи, пока не вернулась старуха, а то погубит она тебя.
- Не боюсь я,- сказала Лага.- Теперь я знаю, кому отомстить за сестру. Только как это сделать?
- Слышала я от старухи, что есть у нее красивая шкатулка с костяной резьбой,- сказала девушка.- Вот в этой шкатулке все старухино зло хранится. Если растолочь, растереть ее в порошок, старуха никому ничего плохого делать не будет. Только шкатулку эту старуха всегда с собой носит, а когда спит- под голову кладет, спит чутко - не подойдешь к ней.
Долго думали девушки. Наконец придумали. Сбегала Лага в тайгу, разыскала под снегом траву, от которой крепкий сон приходит. Нашли девушки крепкое дубовое корыто и тяжелый деревянный пест.
Спрятала девушка Лагу, застлала нары мягкими шкурами, а под шкуры сонной травы наложила и стала дожидаться старуху. Вот послышалось за дверью: скрип-скрип.
Открыла дверь злая старуха, потянула носом и спрашивает:
- Что-то чужим духом пахнет?
- Нет,- отвечает девушка,- это пахнет коса, которую ты принесла сегодня.
- Правда,-говорит старуха,-хорошая коса, я ее у совсем молодой девушки обрезала. Теперь я долго проживу. А та погибнет. Сама проснуться не сможет. Чтобы ее разбудить, надо эту ее косу на старое место к голове приложить. А у нее, кроме сестры, никого нет, заступиться некому. Сестра что мне сделает? Ну ладно, я спать лягу, устала сегодня.
Легла старуха на нары и сразу уснула.
Взяли девушки шкатулку у нее из-под головы, корыто с пестом взяли и вышли из избушки. Отошли подальше и принялись за работу. Долго толкли старухину шкатулку. Крепкая была. Так и не смогли все в порошок превратить. Потом разбросали осколки в разные стороны. Ветер подхватил их и унес. Только превратились те осколки, что побольше, в оводов, помельче - в комаров и мошек, которые досаждают людям и животным. Старики говорят: Чтобы все зло уничтожить, много труда и терпения надо .
А девушки взяли косу Дыю, вернулись в избушку сестер. Приложили косу к голове девушки, и она сразу ожила. Стали жить втроем. Хорошо жили. Злая старуха не появлялась, никто о ней больше никогда не слышал.

Сказка № 4933
Дата: 01.01.1970, 05:33
Когда это было – никто не помнит, но говорят, это было давно. Недалеко от одного на-нинского стойбища страшная великанша Калдяму поселилась. Качая своего младенца, она пела голосом, похожим на грохот отдаленного грома. Зыбка маленького Калдямуш-ки висела на суку огромной старой березы, которая при каждом покачивании стонала, как больная старуха. Тряслись люди от страха, песни Калдяму слушая. Да и как не бояться! Ведь старики рассказывали, что если Калдяму рассердится на человека, то уносит его к себе в пещеру и заставляет есть смолу лиственницы, елки или пихты. Если кто откажется – Калдяму протыкает его шею единственным своим пальцем и приносит обратно в стойбище, но человек этот вскоре умирает.
В этом стойбище жила маленькая девочка Носка. Узнала она о маленьком сыне великанши и стала просить свою бабушку Лайгу.
– Дада, дада, пойдем посмотрим маленького Калдямушку, пойдем, а, дада?
[Дада (ульч.) – бабушка. ]
– Ты что, Носка, ума совсем лишилась, что ли? Великанша же нас убьет.
– Может, не убьет, дада. Мы пойдем посмотрим Калдямушку, когда она в тайгу уйдет.
Бабушка Лайга совсем рассердилась и с досады даже плюнула в горящий огонь холи.
[Холи (ульч.) – печка в ульчекой фанзочке, кладется из камней; без двери. ]
Идти к великанше Калдяму наотрез отказалась.
А надо сказать, что Носка совсем не походила на своих тихих, застенчивых подружек. Она не стеснялась играть с мальчишками, прекрасно умела стрелять из лука, никому из них не позволяла обидеть себя, могла вступить с ними и в драку. Мальчишки стойбища даже побаивались ее.
Бабушка Лайга очень любила свою внучку, но, недовольная ее поступками, жаловалась какой-нибудь соседке:
– Анае, посмотри, какая растет моя внучка, ее, однако, когда она вырастет, сами черти бояться будут.
[Анае – восклицание, вроде русского ой-е-е . ]
Не сумев уговорить бабушку, Носка одна решила сходить посмотреть Калдямушку. Как только великанша отправилась в тайгу, девочка подбежала к той старой березе, на которой висела зыбка с ребеночком. Смотрит: в зыбке лежит Калдямушка, но такой большой уже как дядя Гаги, самый высокий человек в их стойбище. Лежит и плачет. Жалко стало девочке Носке Калдямушку. Принесла она ему целый чуман пшенной каши, накормила его и ключевой водой напоила. Успокоился Калдямушка, крепко заснул. А Носка домой вернулась.
И так каждый день стала ходить она туда – то покормит, то напоит маленького великана.
Совсем привык Калдямушка к девочке. Если она долго не приходила, то он громко плакал, звал девочку.
Тогда Носка решила увидеть саму великаншу
Калдяму. Спряталась в пеленочках-шкурках маленького детеныша и стала ждать. А сытый Калдямушка спит и не знает, что в его пеленках Носка спряталась. Приходит великанша Калдяму, высокая, как гора Пили, и громовым голосом спрашивает:
– Не обидел ли тебя кто, мой сыночек? Девочка лежит чуть живая от страха. Но смелой Носка была, отвечает:
– Никто не обиденл меня, мама Калдяму.
Обрадовалась великанша Калдяму, что сын говорить начал, погладила его по лицу своей страшной рукой с единственным пальцем и уснула под березой, издавая храп, похожий на грохот отдаленного грома. Крепко спала, а Носка тем временем домой убежала. Стала она приходить к Калдямушке и скоро совсем своей стала.
Жили в том же стойбище бедный охотник Донску и злой шаман Делобу. Шаман водил дружбу с торговцем Ван Тао, и оба они обижали бедняков. Однажды Носка заметила, что торговец и шаман зашли в дом многодетного Донску. А вечером они встретились в фанзе шамана. Носка, спрятавшись под окном, услышала их разговор. Торговец Ван Тао хвастался:
– Ловко мы обманули этого дурака Донску! Он почти даром отдал мне свою пушнину. Спасибо тебе за помощь. Я в долгу не останусь. Так будешь всегда делать и станешь самым богатым среди нани.
Маленькое сердце Носки вспыхнули ненавистью к этим хитрым, жадным людям.
«Ну погодите, я на вас великанше Калдяму пожалуюсь», – решила она.
Как-то вечером, когда великанша спросила сына, не обидел ли кто его, Носка, которая, опять в зыбке спряталась, ответила:
– Сегодня чуть меня не спалили шаман Делобу и торговец Ван Тао. Они хотели развести большой костер под нашей березой. Хорошо, что за меня заступились люди стойбища.
– Вот как! – рассердилась великанша Калдяму. В ту же ночь нашла она хитрого шамана Делобу и злого торговца Ван Тао и унесла их за десять сопок, за сорок марей и семь морей, бросила их на съедение голодным хищным зверям. Бедняки свободно вздохнули. И Носка успокоилась.
Одно тревожило людей стойбища. Долго ли будет возле них жить Калдяму? Вдруг захочет кого-нибудь убить? И тогда стала Носка думать, как отогнать страшную великаншу Калдяму от нанинского стойбища. К бабашке Лайге опять обратилась:
– Баба, а Калдяму боится чего-нибудь?
– Я не знаю, Носка. Однако об этом наш самый старый сагдимди, Оскина дама Сайда, знает. Ты у него спроси.
Вскоре проворная Носка низко поклонилась совсем засохшему, как юкола, старику с морщинистым трясущимся лицом:
– Мудрый дама, люди говорят, что только ты один знаешь, чего больше всего боится Калдяму. Правда ведь, ты один знаешь?
Древний Сайда наклонился к девочке правым ухом:
– Громче говори, я тебя не слышу, маленькая. Девочка громко повторила свой вопрос.
– Теперь слышу, слышу, моя маленькая! Не знаю, правда или нет, но старые люди говорили, что Калдяму больше всего боится игл боярки и шиповника.
Носка недоумевала: Как! Такие большие и сильные, как эти Калдяму, могут бояться каких-то игл шиповника и боярки?
И вот, когда Калдяму-мать спросила, не обидел ли кто ее сына, Носка ответила:
– Сегодня мне, мама Калдяму, нанинская девочка Носка сказала, что жители стойбища собираются погладить тебя иглами боярки и шиповника.
Испугалась великанша Калдяму, подхватила зыбку с сыном и быстро зашагала в тайгу. А в зыбке была и Носка. Едва успела она ухватиться за верхний сучок высокой лиственницы, удержалась, пока страшная великанша не скрылась из виду. Потом спустилась с дерева и домой вернулась.
Поселилась Калдяму с сыном на дальней большой сопке Эчи, в глубокой пещере. Калдямушка уже мать ростом обогнал. На то он и Калдямушка, чтобы так быстро расти,, на то он и мужчина, чтобы стать ростом выше матери. Стали они вдвоем ходить на охоту.
Но однажды на охоте великанша Калдяму оступилась с высокой скалы и с грохотом вниз скатилась.
Умирая, она наказывала сыну: Больше всего опасайся людей, среди них есть хитрые и злые. Они на расстоянии могут убить лютого зверя, любую птицу, они умеют рыбу разными сетями и крючками ловить, они нас могут убить, хотя мы, Калдяму, гораздо больше и сильнее их .
Похоронив мать на высокой горе Коми, Калдямушка затосковал.
И решил он: С людьми буду жить, если меня примут. Они ведь добрые. Мать, наверное, ошиблась, говоря, что они злые. Если все люди такие, как Носка, то люди самые добрые на свете . Калдямушка направился к стойбищу.
Первыми тревогу подняли собаки, потом и люди увидели: к ним идет страшный великан. Испугались они, стали вооружаться, чтобы сразиться с ним: кто копье в руки взял, кто – лук со стрелами, кто лауча вытащил.
[Лауча (ульчск.) – сабля. ]
– Скорее! Скорее! Не бойтесь, все вместе мы его одолеем! – кричали они. Услышав эти возгласы, выбежала на улицу маленькая Носка. Она тоже увидела великана. И узнала своего Калдямушку. Что было силы крикнула она людям:
– Не трогайте его, это Калдямушка!
А сама смело побежала навстречу ему. Люди со страхом смотрели на нее. А тот, увидев Носку, встал на колени, поклонился своей маленькой заступнице, а потом бережно взял ее на руки и поцеловал в щеку.
Тогда люди облегченно вздохнули и убрали свое оружие. И стал Калдямушка с людьми жить. И был он на людей похож: такие же руки, пять пальцев на руке, только очень большой рост. Силы у него было столько, сколько у двадцати самых сильных мужчин.
Но был Калдямушка еще только мальчиком, поэтому любил играть с ребятишками. Начнут мальчики состязаться, кто дальше бросит камень, Калдямушка смотрит-смотрит, потом схватит камень величиной с голову мальчика, размахнется и швырнет – камень на середину Амура падает! На берегу такой восторженный крик поднимается, что некоторые старухи пальцами уши затыкают. А Калдямушка подхватит кого-нибудь из друзей, высоко подбросит в воздух и поймает. За первым счастливчиком просится другой, третий... Только приход Носки прекращает возню.
– Анае, этот Калдяму искалечит кого-нибудь из ребятищек. Он, однако, в тайгу хочет, наверное, унести, – ворчит старая злая Аякта, которая почему-то невзлюбила Калдямушку.
– Ты от злости совсем ума лишилась. Калдяму добрые великаны, злые они бывают, когда их трогаешь. А наш Калдямушка – особый, он детей любит, а детей любящий человек – всегда добрый человек. И разве ты забыла, что наш Калдямушка совсем еще ребенок, он даже маленькой Носки моложе? – отчитывал старую Аякту старейший, очень добрый сагдимди Сайда.
Калдямушка придумал такую игру. Станет в шагах в десяти от ребятишек и велит палить в него камнями. Град камней летит на него, а он успевает ловко отводить удары. Носка сначала боялась за Калдямушку, а потом, убедившись в его ловкости, сама стала бросать в него камни.
– А если мы в тебя будем бросать камни с разных сторон, сумеешь их отразить? – спрашивает Носка.
– Попробую, – говорит Калдямушка.
Хотя первоначально некоторые брошенные камни попадали все же в него, но потом Калдямушка так наловчился, что ни одного камня не пропускал. Ловкий Калдямушка стал своим у ребятишек, они за ним по пятам ходили.
Но вот однажды буря разыгралась на Амуре, такие волны пошли гулять, что стоявшие на берегу лодки, как щепки, поплыли. Люди суетились, никак не могли подтянуть свои лодки на безопасное место: сумасшедшие волны не давали им этого.
– Анае, что делать, разобьет единственную лодку, как будем рыбу ловить? – заголосила рдна старуха, а за ней другие.
– Побежали помогать людям! – крикнула Носка мальчикам и первая бросилась к берегу.
За нею поспешил Калдямушка. Подхватит лодку, поднимет ее, как обыкновенное корыто, выльет воду и поставит далеко от берега. Быстро он все лодки перенес на безопасное место, даже лодку старухи Аякты, которую далеко в Амур унесло ветром, достал и поставил у самого порога ее дома. Люди сначала удивленно смотрели на Калдямушку, потом заулыбались, а когда он лодку старухи поставил около двери ее фанзы, веселый смех прокатился по берегу.
– Почему люди смеются, Носка? – обиженнно спросил добрый великан.
– Лодку надо ставить недалеко от берега, чтобы потом ее легче было столкнуть в воду. А на людей не обижайся, они любя смеются, – разъяснила Носка.
Наблюдала старая Аякта, как Калдямушка спасал лодки, и, довольная, сказала:
– Хороший, оказывается, этот Калдямушка. Зря я его боялась. Стал Калдямушка и в других делах людям помогать: то собак поможет кормить, а то и дров на зиму заготовит для всех.
Вот однажды решил он рыбы поймать. Попросил у отца Носки сети и отправился рыбу ловить. Небольшие речки ему по пути путь преградят – их перешагнет, пошире попадутся – перейдет вброд. Что ему перейти какую-то речку или залив, когда самые глубокие из них ему по колено!
Носке интересно было, как будет Калдямушка рыбу ловить: ведь он никогда не брал в руки сети.
Девочка потихоньку пошла за ним и, когда он выбрал место для лова, спряталась в траве.
Калдямушка выбрал широкий с узким устьем залив Карамчу. Вот он поставил сетку. Но как? Носку давит смех, она еле сдерживается, чтобы не выдать своего присутствия. Сеткой перегораживают залив или протоку, а Калдямушка поставил сеть вдоль устья залива. Разве поймаешь так рыбу? Будь Калдямушка опытным рыбаком, он бы перегородил сетью устье залива.
Вот он пошел гонять рыбу. Гонял, гонял, потом проверил сеть, а рыбы ни одной.
«Наверное, плохо гонял», – думает Калдямушка. Опять пошел погонять. Вернулся – а сеть пуста.
Разозлился молодой великан, давай рыть ил и перегораживать устье залива. Закончив работу, он нашел большую доску из старой выброшенной лодки и пошел по заливу. Идет и ногами и своей большой палкой разгребает воду, будто это снег, а не вода залива. От этого разгулялись волны, как в сильную бурю. Рыбу стало выбрасывать на берег. Калдямушка радостно засмеялся и стал собирать рыбу в большую вандаку – корзину, сделанную из лозы и корней тальника. Мелкая рыба осталась на мокром берегу.
«Мальки пропадут!» – испугалась Носка и выбежала из своего укрытия.
– Анае, так мелкую рыбу нельзя оставлять, Калдямушка, она быстро погибнет в такую жару. Давай ее будем выбрасывать в воду.
Когда всю мелкую рыбу они выбросили в воду, Носка научила Калдямушку правильно ставить сетку. И дамбу из ила и песка они разрушили: залив нельзя превращать в закрытое озеро: рыба в него не будет заходить.
А люди благодарили Калдямушку за рыбу. Крепко полюбили они мальчика-великана за его доброе сердце и умелые руки. Калдямушка научился со временем и охотиться: зверя и дичи убивал столько, чтобы прокормились люди стойбища, но чтобы тайга от этого не стала похожа на амбар бедного нани.
Так постепенно он своим человеком в стойбище стал, знакомым с обычаями нани. Да не сразу!
Однажды по нанинским стойбищам прошел тревожный слух, что между родами Губату и Пунади должна произойти большая битва. Говорили, что кто-то из рода Пунади сильно обидел кого-то из рода Губату – вот люди должны убивать друг друга из мести. Нани – мирные люди, они не любят убийства, некоторые дальние роды послали своих людей к Губату и Пунади. Но помирить их не удалось.
Услышала об этом и Носка, обратилась к старому сагдимди Сайде:
– Дама, милый, научи, что делать? Тот ответил:
– Ты ведь знаешь Вайкиного отца Алдангу? Он хороший манга: он добился мира между родами Сульдака и Лонки, когда они тоже хотели биться между собой из-за охотничьих угодий.
[Манга (ульчск.) – посредник в родовых спорах. ]
– Так его надо послать! – торопливо перебила Носка.
– Мы посылали, но они даже слушать его не захотели. Особенно Губату. Пусть своей кровью отвечают Пунади за нанесенную нам обиду , – говорят они.
– Значит, ничего нельзя сделать, дама?
– Выходит, так, моя маленькая.
– И пусть они убивают друг друга, а дети останутся сиротами?!
– Не знаю, ам, что можно сделать, – слабым голосом ответил старейший.
[Ам – ласковое обращение отца к ребенку. ]
Опечаленная Носка покинула фанзу старейшего сагдимди. От отчаяния она заплакала, что с нею бывало редко.
Едва девочка успела вытереть слезы, как появился Калдямушка.
– Что тебя мучает, Носка? – спросил он. Рассказала ему обо всем девочка.
– Ладно, Носка, я пойду их уговаривать, но если меня не будут слушать, я переломаю все их стрелы, копья, ножи и лауча, а самих их проучу.
Пошел Калдямушка, перешагивая ручейки, переходя вброд протоки, заливы и озера. Вот он подходит к одному стойбищу, а там шум, крики, нарядно одетые люди бегают туда-сюда, как растревоженные муравьи. Удивленный Калдямушка подошел ближе к стойбищу и видит: на берегу много народу собралось. В середине большой лодки сидит нарядная девушка и плачет, а на веслах – молодые парни, тоже нарядно одетые. А лодку поддерживают на длинной веревке пожилые мужчины и женщины и кричат:
– Мы не дадим увезти свою дочку, мы отберем ее.
А парни смеются и дружно нажимают на весла, пытаясь быстрее увезти девушку.
«Однако, это победители забирают с собою красивую девушку. Неужели я опоздал?» – подумал Калдямушка и крепко схватился за корму лодки.
– Зачем вы увозите бедную девушку от родителей? Разве вам мало того, что вы зря поубивали людей из ее рода? Оставьте хоть девушку ее родителям, – уговаривает Калдямушка парней.
Люди не понимают его, но когда Калдямушка повторил просьбу, то все стали смеяться, а громче всех те парни, что сидели на веслах. Ах, так! Вы людей поубивали, да еще надо мной смеетесь? Ну, берегитесь!
Он подхватил лодку с сидящими в ней людьми и поставил ее на высоком яру, а потом стал выбрасывать в воду нарядных парней, но так, чтобы те не утонули.
Сделав свое дело, Калдямушка зашагал дальше. Что тут поднялось! Одни кричат возмущенно: почему он расстроил свадьбу? Другие громко смеются над парнями, которых искупал этот молодой великан. Но никто не решился преследовать Калдямушку, чтобы отомстить: они хорошо знали, какая сила у этого молодого великана.
Обиженные люди приехали в стойбище Носки и пожаловались на Калдямушку, который сорвал свадьбу и чуть не утопил жениха с его товарищами.
– Вы его простите, он ведь совсем еще мальчик и наши людские обычаи не знает, – говорят старые люди из рода Носки.
Они подарили жениху и невесте большой котел и кусок яркого шелка.
Успокоенные люди уехали обратно, чтобы снова повторить свадьбу, которую расстроил Калдямушка.
«Он еще что-нибудь натворит. Надо поспешить и еще раз как следует объяснить», – забеспокоилась Носка и поехала догонять Калдямушку.
Догнала она его у залива Колто.
– Ты что здесь делаешь, Калдямушка?
– Копаю канаву, видишь, залив пересыхает, рыба дохнет, – отвечает он.
– Скажи, зачем ты обидел людей?
– Каких людей? А... это тех, которые других убивали и девушку насильно хотели увезти? Тех людей, что ли?
– Те люди никого не убивали. У них был праздник, у них была свадьба.
– Свадьба? Тогда зачем девушка плакала, а родители не хотели ее отпускать?
– Это так положено, такой у нас обычай.
– Вон как! Значит, зря я людей обидел. Надо к ним вернуться, извинения у них просить надо.
– Не надо возвращаться, Калдямушка: перед ними наши люди извинились, подарки им дали. Ты иди вперед, быстрее надо тебе до Губату дойти. Но если еще раз свадьбу встретишь, то поздравь людей и скажи им: Живите счастливо .
– Ладно, Носка. Живите счастливо , – повто-рилл Калдямушка.
Носка домой поехала, а Калдямушка дальше пошел. Идет, идет, к одному стойбищу подошел. Видит: около фанзочки, из крыши которой валил густой дым, суетятся люди, носят в чуманах воду. А около фанзочки плачут женщины, громче всех – одна красивая, нарядно одетая девушка плачет.
«Наверное, девушку замуж отдают, однако, тут свадьба, а дым из крыши валит, потому что угощения готовят», – подумал Калдямушка и подошел к женщинам.
– Поздравляю вас, живите счастливо! – сказал он и низко поклонился женщинам.
– Как! Тут фанза горит, а он смеется над нами?
Женщины от возмущения даже плакать перестали. Одна старуха даже швырнула в Калдямушку комок глины.
Калдямушка отступил от людей, не стал отбиваться, боясь случайно кого-нибудь убить. Побежал искать Носку, догнал ее.
– Больше я не буду приветствовать людей на свадьбе: я им счастья пожелал, а они сердятся, ругаются, грязью швыряются, – пожаловался он Носке.
Подробно расспросив Калдямушку, Носка воскликнула:
– Анае, ты ведь ошибку допустил! Надо было тебе людям пожар тушить помогать.
– Там был пожар?! – Калдямушка в отчаянии схватился за голову и побежал.
Бежит, бежит – в другое стойбище попал. А в том стойбище около одной большой фанзы люди суетятся, бегают, в чуманах воду носят, а из крыши и двери густой дым валит. Калдямушка стал искать подходящую посуду для воды. Выбор его пал на большую пятивесельную лодку, на которой, однако, охотники ездят на промысел нерпы в Дюлахи Наму. Подхватив лодку, пошел на берег, зачерпнул воды. Настежь открыв дверь, увидел: посредине избы большой огонь горит, а вокруг огня с молотками и какими-то железными прутьями возятся люди, раскаленные железки окунают в чуманы с водой.
[Дюлахи Наму – Восточное море. Так называют ульчи Татарский пролив. ]
– Эх, разве так тушат пожар! – крикнул он и плеснул всю воду в огонь.
Люди удивленно посмотрели на него, а потом стали на него кричать, размахивать железными прутьями.
– Этого Калдяму убить надо! – крикнул один молодой нани и, взяв в руки копье, повернулся к нему. Калдямушка и тут отступил: он побоялся кого-нибудь нечаянно убить.
– Я им пожар помог тушить, а они на меня кричат, ругаются, железными прутьями размахивают, а один даже копье хотел в меня бросить, – пожаловался он Носке.
Носка говорит:
– Ты, однако, к Пунади попал, они, наверное, стрелы, копья, ножи ковали, чтобы с Губату сражаться. Надо их уговорить, чтобы они к войне не готовились, оружие ковать перестали.
Калдямушка опять пошел. Увидев Пунади, сказал:
– Побольше готовьте оружия. А Губату когда вы ожидаете?
– Наверное, сегодня будут.
Калдямушка направился навстречу Губату. Дошел до местечка Куспу и стал ожидать их.
Ждет, ждет, солнце до середины неба поднялось, лучами землю обстреливает. Когда оно стало спускаться, показались Губату. На пяти больших лодках едут. На первой лодке, на середине ее, самый большой шаман Тардинга сидит, громко поет, ударяя по бубну палочкой – гиспу:
О, наших предков сэвэны – божки,
Вдохните нашим людям смелость и отвагу,
Чтобы смело сражаться с проклятыми Пунади,
Чтобы всех их истребить.
– Гэ! Гэ! Чтобы всех их истребить! – вторят ему остальные.
«Вояки, ну подождите», – вслух произнес Калдямушка, потом встал во весь свой огромный рост.
– Эй, Губату, поезжайте обратно, зачем вам чужую и свою кровь проливать? – кричит Калдямушка.
Губату его не слушают, продолжают путь. Калдямушка опять их просит, чтобы возвращались домой. Губату его не слушают, наоборот, сердито кричат:
– Эй, Калдяму, не мешай нам за обиду отомстить, а то и тебя, лесной черт, убьем!
Рассердился Калдямушка, крикнул:
– Эй, Губату, слушайте внимательно, что я буду говорить.
– Я воевать вам не дам! Это говорю я, друг людей Калдямушка, запомните это!
И Калдямушка стал вырывать деревья с корнями и перегораживать протоку, по которой плыли Губату.
– Стреляйте в него, убьем этого проклятого лесного черта! – кричит шаман Тардинга.
Губату дружно пустили стрелы в Калдямушку. А тот вышел на открытое место – стреляйте, мол, я все равно ваших стрел не боюсь.
Все стрелы выпустили Губату, но ни одна не попала в Калдямушку: да разве в него попадешь, если ребятишки научили его отражать их. Тогда Губату стали метать в него копья, но они не долетали до Калдямушки, а те, которые долетали, он ловко подхватывал и ломал, как мальчишки ломают засохшие стебли аси.
[Аси – растение. ]
Наконец, надоела эта игра Калдямушке. Он крикнул:
– Эй, Губату, если завтра не приедете мириться с Пунади, я разрушу ваше стойбище, а вас, неразумных вояк, в Амуре утоплю. Я, Калдямушка, друг людей, свое слово сказал.
Потом подхватил лодку с перепуганным шаманом и другими вояками и поставил на самую вершину прибрежной сопки Кичоного.
Такая же участь постигла и воинов с других лодок.
– Я завтра буду вас ждать в стойбище Пунади. Если вы туда не приедете мириться, то смотрите, я сказал, что сделаю. А сейчас помолитесь небу и поблагодарите девочку Носку, которая заступилась за вас.
Потом он пришел к Пунади и объявил им:
– Завтра к вам Губату мириться придут, а вы смотрите, чтобы никто из вас за оружие не хватался.
Губату с Пунади помирились.
После этого, рассказывают старики, никаких войн между нанинскими родами не было.
Много добрых дел для людей совершил Калдямушка. И всегда советовался с Ноской, с этой умной и смелой девочкой.
С тех пор много времени прошло, но люди вспоминают добрым словом нанинскую девочку Носку и мальчика-великана Калдямушку. Я-то знаю, что Калдяму были только в сказках, но когда я рассказываю эту сказочку своим маленьким внучкам, они всегда мне говорят, что был, был такой Калдямушка.

Перепубликация материалов данной коллекции-сказок.
Разрешается только с обязательным проставлением активной ссылки на первоисточник!
© 2015-2017